Буллинг, или как распознать троянского коня

640 Статьи

Современные дети живут в мире соцсетей, скролингового мышления и избытка потоковой информации. Они имеют все, чтобы не оставаться в одиночестве, но, зачастую, именно среди этой круговерти рискуют быть одинокими. Такая уязвимость перед окружающими часто может стать одним из факторов, порождающих буллинг. Ведь травля — это, в современных реалиях, не только вербальное насилие, но и сетевое — его труднее вычислить, идентифицировать, а следовательно и труднее предотвратить или противодействовать.


Сколько людей, столько и мнений относительно буллинга: кто-то обходит эту тему дальней дорогой, кто-то откровенно говорит о наболевшем, другие пытаются сглаживать острые углы, чтобы не быть втянутым в проблемную ситуацию, есть и такие (и искренне хочется верить, что их меньшинство), кто упорно отрицает очевидную важность этой темы (особенно обидно, если такие люди имеют рычаги влияния для решения этого узла проблем, но не пользуются ими).
Статистика исследований проведенных в 2016 году свидетельствует, что более половины опрошенных сталкивались с проявлениями буллинга, а 89% согласились, что проблема травли существует. Впрочем, длительное время среди нашего общества о данной теме молчали, или только шептались у домашних разговорах. Признаться в том, что становишься жертвой издевательства со стороны окружающих, часто не менее болезненно и травматично, чем само проявление буллинга. К счастью обновленное законодательство помогает бороться с проявлениями физического, словесного или иного насилия в образовательном процессе и вне его.


Буллингом называют определенные действия участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций. Радует, что и медиа пространство не стоит в стороне этого болезненного вопроса.


Где зарождается буллинг?


Ошибочно считать, что буллинг зарождается в школе. Воспитание в семье, года в детском саду, вот где может начаться медленное, но целенаправленное возведение этого троянского коня конфликтов. Часто ближайшее окружение, даже не осознавая последствий, сводит основу для будущей агрессивного поведения своих чад. Аналогичная ситуация и с детсадами — это едва ли не первое место, где происходит прямое детское взаимодействие и возникают конфликтные ситуации, которые могут посеять первые зерна недоразумений.


Впрочем, главное, чтобы сами родители не были сеятелями раздора, сознательно или бессознательно используя детей как изысканный инструмент в своих «взрослых войнах», невольно становясь героями романов вроде «Большой маленькой лжи». Школа, зато может служить лишь местом столкновения буллера и его жертвы, и далеко не всегда источником всех проблем. Однако, не в каждом классном коллективе есть агрессоры и жертвы, а издевательство, вместо того, может иметь разное воплощение: словесные оскорбления, угрозы, насмешки (и через Интернет тоже), проявления физического насилия, принуждение к действию, и тому подобное.
Самый большой враг в поиске взаимопонимания с детьми — это равнодушие. И все участники образовательного процесса, а это учителя, родители и сами учащиеся, не должны оставаться в стороне, если становятся свидетелями травли. Ведь бездействие, это тоже действие, которое карается законом и влечет за собой ответственность.


Что же следует делать?


Учителям — своевременно реагировать, мониторить ситуации и стараться не допускать любых проявлений словесной, физической или иной агрессии в коллективе. Полезно налаживать коммуникацию с классными коллективами, а не отгораживаться от общения. И в случае необходимости привлекать психологов, социальных педагогов. Не следует забывать, что и сам учитель может стать объектом буллинга.


Родителям — уделять больше внимания своим детям, а не выстраивать барьеры общения, уважать личное пространство своего ребенка, но и не быть равнодушными к его жизни, особенно в период взросления, когда мир воспринимается слишком остро. Не игнорировать тревожные звоночки в виде чрезмерной раздражительности или, наоборот, апатичности ребенка, резкой смене настроения, нежелания посещать учебное заведение, проблем со здоровьем, которые объясняются психосоматическим состоянием. Полезными могут быть такие «книги встреч семьи», которые способствуют сплочению семьи, выработке семейных традиций, интересных и полезных совместных привычек.
Сверстникам — не молчать, не быть глухими к друзьям или знакомым, которые оказались в сложных обстоятельствах травли. Не отказывать в помощи и не пренебрегать возможностью обратиться за помощью к взрослым.
Формула «простить» или «перетерпеть» не срабатывает, ведь долгосрочный буллинг опасен своим коварным «эффектом будущего», что может привести к заниженной самооценке, негативному восприятию себя и сверстников, окружающего мира, чрезмерной сдержанности в выражении чувств, страха взрослой жизни, а значит сделает невозможным полноценное включение личности в социум.


А самое тревожное, что эта проблема способна перерасти в совершенно другую — мысли о суициде. Усталость от жизни, типичный признак современного потребительского мира, и с такой печальной тенденцией нужно бороться. Одной из главных причин возникновения мыслей о самоубийстве является страх неприятия — коллективом, окружением, семьей. Если лицо (а тем более молодой человек) оказывается перед угрозой общественной изоляции — это негативно влияет на его самооценку. Также, не следует забывать и о группах риска, к которым относятся подростки, близкое окружение которых уже сталкивалось с подобной ситуацией (самоубийство одного из членов семьи). Иногда ошибочно полагают, что к еще одной группе риска относятся дети из так называемых «неблагополучных семей». Напротив, нередко дети из обеспеченных семей могут оказаться в ситуации, загнанные в тупик жесткими реалиями жизни, от которых их, до этого старательно оберегали родители. Значительная часть суицидов происходит в состоянии аффекта, импульсивно, с целью привлечения внимания или выражение протеста. В других случаях дети подают тихие, но четкие сигналы о том, что точка невозврата приближается. И здесь все зависит от ближайшего круга — заметят окружающие эти маленькие сигналы «SOS» или останутся слепыми к чужим проблемам.


Кроме всего, травмируется мировосприятие и самого буллера, поскольку ощущение безнаказанности, свободного проявления негатива на окружающих также искажает объективное восприятие мира и своей роли в нем. Следует помнить, что ни отличие внешности, недостатки или преимущества, особенности поведения, гендерная принадлежность, сексуальная ориентация, вероисповедание, социальный статус — не могут быть оправданием или поводом для травли.
Не дайте шансов «троянскому коню» конфликтов и травли незаметно пробраться к своей жизни.

Администратор
Оцените автора
Виртуальная Школа – вход в систему
Добавить комментарий

Введите цифры чтобы отправить комментарий